Вторник, 07.05.2024, 00:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Генераловой Натальи Борисовны

Meню сайта
Поиск
Музыка ветра
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методические разработки (часть 2)

Телекоммуникационные проекты.

 

      Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные проекты. Особенно интересны такие проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения. Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

       Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

       Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

 

       Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

 

       Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

·        предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

·        предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

·        предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

·        предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных мероприятий, народных праздников и т.п.);

·        предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания

 

Параметры внешней оценки проекта:

 

·        Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

·        корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

·        активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

·        коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

·        характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

·        необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

·        доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

·        эстетика оформления результатов проведенного проекта;

·        умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 

 

Телекоммуникационные проекты как средство развития критического мышления .

    

     Проектная деятельность способствует не только расширению кругозора, но и формирует у учащихся навыки критического мышления. Ученики перестают быть пассивными реципиентами знаний. Они активно участвуют в процессе обучения, ставя перед собой вопросы и находя ответы на них. Учащиеся не просто получают информацию, они перерабатывают её: сравнивают источники, анализируют факты, выделяют важное и второстепенное, устанавливают причинно-следственные связи. Знание становится не конечной, а отправной точкой, основой для аргументированного и логичного мышления, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

     Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Оно позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и  выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

   Основу критического мышления составляет трехфазный процесс: вызов - осмысление содержания - рефлексия. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление. Чего же он не знает и что хочет узнать. На стадии осмысления (реализации смысла) он отвечает на те вопросы, которые поставил перед собой. На этом этапе идет изучение и обработка информации. На стадии рефлексии ученик размышляет и обобщает то, что узнал по данной проблеме.

   Телекоммуникационные проекты являются эффективным инструментом развития критического мышления. Проект «Необыкновенные путешествия: США», приведенный в данной работе, служит этому наглядным примером. Задания 1 и 2 этапа заставили задуматься о том, что ученики знают о некоторых наиболее значимых событиях, выдающихся личностях и известных достопримечательностях США. На стадии осмысления участники проекта выбирали тему для презентации и углубленно изучали её. В результате получились своего рода исследовательские работы. На стадии рефлексии ученики имели возможность увидеть и сравнить работы различных команд, познакомиться с разными подходами к раскрытию одной и той же темы.

     

 

Телекоммуникационный проект «Необыкновенные путешествия: США»

 

      Этот проект был организован преподавателями МОУ «Гимназия № 4 г.Чебоксары» совместно с информационно-образовательным центром «Анкор» и Республиканским государственным учреждением «Дворец культуры тракторостроителей». (Приложение 1)

 

Организаторы проекта ставили перед собой следующие цели:

Ø     Расширение кругозора и развитие творческих способностей учащихся.

Ø     Повышение уровня информационной и коммуникативной культуры.

Ø     Совершенствование социо-культурной и лингвистической компетенции учащихся.

В задачи проекта входило:

Ø     Сформировать и обобщить представление учащихся о географии, истории и культуре США как страны изучаемого языка.

Ø     Развивать познавательную активность, исследовательские навыки учащихся, умение работать с различными источниками информации.

 

Участниками проекта могли стать ученики 7-11 класса.  Им было предложено пройти несколько этапов:

1 этап - «Я познаю США»

Задания 1 этапа:

1.     Выполнить тест «Go West». (Приложение 2)

2.     Ответьте  на вопросы викторины: «Кто знает больше?» (Приложение 3)

 

2 этап - «Поиск»

Задания 2 этапа:

Определите по фотоснимкам имена знамена людей и название мест. (Приложение 5)

 

3 этап – Творческий «США–  страна контрастов»
Составьте презентацию о человеке или месте из этапа «Поиск».

 

       Участниками проекта стали 40 команд учащихся из разных школ Чебоксар, Новочебоксарска, Канаша, Яльчикского района Чувашской Республики. Было особенно приятно, что в проекте приняли участие две команды из Новосибирска.

       В ходе работы над заданиями каждого этапа ученики собирали, систематизировали и анализировали информацию, выделяли основные факты и искали дополнительные сведения о важных исторических событиях, известных местах и выдающихся личностях США. Каждая команда также готовила презентацию, посвященную одному знаменитому месту или человеку. Диски с десятью лучшими презентациями были вручены учителям, руководившим командами.

       Итоги работы над проектом  отражены  в презентации. (Приложение 4)

 

Заключение.

 

      Внимание, которое уделяют ученые и методисты проектной деятельности, позволяет сделать вывод о важности применения этой технологии в процессе обучения.

      Телекоммуникационные проекты можно смело отнести к инновационным технологиям, так как они соответствуют основным требованиям инновационного обучения. Они позволяют использовать современные способы формирования межкультурной коммуникативной компетенции, привлечь современные информационные ресурсы, сочетать индивидуальное и групповое обучение, развивать творческие способности учащихся.

           Учебные телекоммуникационные проекты из серии «Необыкновенные путешествия…» проводятся учителями гимназии № 4 г.Чебоксары в течение нескольких лет. В начале темы проектов были связаны с изучением предмета География. Позднее пришла мысль расширить список тем и сделать проект межпредметным. Интерес школьников и учителей разных школ к  данной работе показал актуальность этого шага. Работая над заданиями, ученики не только расширили свой кругозор и улучшили навыки работы с интернет источниками, но и получили возможность совместно поработать над решением общей задачи.

     В будущем планируется продолжить осуществление подобных проектов, так как они позволяют достичь обучающих, воспитательных и развивающих целей образования.

Использованные источники.

Нормативно-правовые документы:

·        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа.»

 

Методическая литература:

·        Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. - М.: Педагогика, 1987.

  • Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  • Биятенко-Колоскова С.Е., Дядиченко О.В. Русская версия международной программы e-mail тандем. Изучение иностранных языков через Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. - http:// iol.spb.osi.ru
  • Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3
  • Пахмутова Е.Д. E-mail-проект как средство межкультурного обучения немецкому языку в сети Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. http:// iol.spb.osi.ru
  • Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.
  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
  • Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - СПб., 2003.
  • Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур. Тюмень, 2003.

Интернет источники:


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наше время
-->
Аквариум
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz